Педагогическая династия в составе: Гришановой Варвары Карповны, Терещенко Ивана Сергеевича, Будаевой (Терещенко) Светланы Ивановны, Будаева Александра Васильевича, Елисеенко Ларисы Александровны, Елисеенко Карины Николаевны.
Общий педагогический стаж династии составляет 104 года.
Основателем династии является Гришанова Варвара Карповна – первая ветвь генеалогического педагогического древа. Варвара Карповна родилась 25 декабря 1914 года в деревне Зимонино (тогда Климовичского уезда, а сейчас – Шумячского района Смоленской области). В семье было трое детей: три девочки. В военные годы им пришлось испытать много трудностей, но дружная семья все невзгоды преодолела. Бабушка, как она рассказывала, всегда мечтала стать учителем, ведь в те времена профессия учителя была особенно уважаемой. В 1936 году она закончила Рославльский педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов» и была направлена на работу в Гореновскую семилетнюю школу Рославльского района учительницей начальных классов. В 1937-1939 годах обучалась в Смоленском учительском институте по специальности «Естествознание и география». С 1939 по 1941 годы работала в Шумячской средней школе учительницей географии и биологии. 20 августа 1941 года сделана запись в трудовой книжке: «Уволена с работы в связи с оккупацией местности немецкими войсками».
С 1941 года по 1943 год Варвара Карповна находилась на оккупированной территории.
О жизни Варвары Карповны в тот страшный период времени рассказывает её внучка, педагог в третьем поколении – Елисеенко Лариса Александровна: «В тяжёлые годы войны и оккупации бабушка работала в Короблевской школе, так как Зимонинская школа была закрыта (там располагался немецкий штаб). В Короблевскую школу она добиралась пешком через лес. Однажды бабушка шла на работу, ее обогнал полицейский, который ехал на велосипеде. Спустя некоторое время, она услышала выстрел – советский снайпер убил полицейского. Даже в тяжелые годы бабушка продолжала работать педагогом».
С 1943 по 1970 годы Варвара Карповна работала в Зимонинской школе учителем биологии и географии. Об этом периоде жизни Варвары Карповны мы узнаём также из воспоминаний внучки, Ларисы Александровны Елисеенко: «Это был очень веселый, жизнерадостный человек, любящий детей, отдающий им всю свою душу. Она очень хорошо пела, играла на гитаре, всегда выступала на всех концертах. Своим ученикам она передала любовь к знаниям, традициям. Бабушка в школе давала прекрасные открытые уроки, делилась своим мастерством с другими учителями. И, будучи на заслуженном отдыхе, скучала по школе, ученикам, которые никогда её не забывали: навещали, справлялись о ее здоровье, поздравляли с праздниками, писали письма. К сожалению, весной 1990 года бабушки не стало. Нам очень ее не хватает. Она навсегда останется в нашей памяти и памяти ее учеников». Педагогический стаж Варвары Карповны составляет 34 года.
Терещенко Иван Сергеевич – муж Гришановой Варвары Карповны, родился в 1918 году в д. Палом Шумячского района Смоленской области. Он мечтал стать учителем ещё тогда, когда учился в школе. Он рано научился читать, очень любил и всегда читал книги. Вот поэтому он решил стать учителем русского языка и литературы.
После Великой Отечественной войны он был назначен директором Зимонинской школы. С 1946 года по 1956 год Иван Сергеевич работал учителем и директором Зимонинской основной школы Шумячского района Смоленской области.
Это был «специалист своего дела», его любили и уважали и жители деревни, и учащиеся школы, так как школа в то время была очагом культуры в сельской местности. Педагогический стаж Ивана Сергеевича –11 лет: в 1956 году он ушёл из жизни (раны, полученные на войне, дали о себе знать).
Варвара Карповна одна воспитывала двоих детей: сына и дочь, Терещенко Светлану Ивановну, которая, воспитываясь в учительской семье, пошла по стопам родителей.
Терещенко Светлана Ивановна, ныне Будаева, родилась 20 сентября 1949 года в деревне Зимонино. Окончила Смоленское педагогическое училище по специальности «воспитатель». Воспоминания детства – это школа, уютные классы, учительская, где она часто ждала маму и папу с уроков.
Трудовую деятельность она начала в 1967 году в детском саду д. Надейковичи Шумячского района Смоленской области, а затем вышла замуж за Будаева Александра Васильевича. Молодые супруги уехали на Украину, но спустя два года снова вернулись на Смоленщину. В 1974 году они, как молодые специалисты, были направлены на работу в Гневковскую школу Шумячского района. Там она проработала на протяжении 10 лет воспитателем в интернате, затем – вожатой, позднее – преподавателем истории. Из воспоминаний дочери Светланы Ивановны, педагога в третьем поколении – Ларисы Александровны Елисеенко: «Мама часто выступала на педсоветах, родительских собраниях, проводила воспитательные беседы и семинары для учащихся и их родителей. В школе она проводила различные конкурсы, концерты, игры, пионерские слеты, в которых учащиеся с удовольствием участвовали. Мама всегда была окружена детьми, все время проводила в подготовке к мероприятиям, а вместе с ней всегда были её ученики – пели, рисовали, танцевали!».
Педагогический стаж составляет 10 лет.
Будаев Александр Васильевич, муж Светланы Ивановны, родился 10 апреля 1948 года в деревне Зимонино. Учился вместе со своей будущей женой. Вместе они заканчивали Зимонинскую школу, затем – Надейковичскую школу. По воспоминаниям друзей-одноклассников: «У Саши в школе начали проявляться незаурядные математические способности: мог мгновенно решить задачу, произвести сложные вычисления, без труда решить два варианта заданий на контрольных работах по математике». Вот почему Александр Васильевич решил стать учителем математики. Закончив Смоленский государственный педагогический институт имени Карла Маркса по специальности «математика», он не сразу смог работать по полученной специальности. Свою педагогическую деятельность начал в 1969 году в Дяговичской школе Кричевского района Могилевской области, где проработал один год в должности учителя физкультуры, так как с детства занимался спортом, был капитаном сборной команды по футболу и хоккею.
Учителем математики Александр Васильевич работал в Гневковской школе с 1974 по 1984 годы, затем – в Зимонинской школе с 1984 по 1987 годы. Затем он был избран председателем Зимонинского сельского совета. Сейчас работает учителем математики в Студенецкой и Надейковичской школах (стаж работы в 2-х школах – 13 лет). Его уроки интересны: он может объяснить сложный математический материал легко и доступно. Вот как рассказывает об отце его дочь, Лариса Александровна Елисеенко: «Отец учит детей не просто работать, а все делать красиво и качественно, учит их трудолюбию, мастерству, уважению к профессионализму». Педагогический стаж Александра Васильевича составляет 27 лет.
Третья ветвь генеалогического педагогического древа – Елисеенко Лариса Александровна, дочь Александра Васильевича и Светланы Ивановны. Родилась 3 марта 1972 года в городе Донецк Украинской ССР. После возвращения семьи в родные края также как и родители, закончила вначале Зимонинскую школу, затем Надейковичскую школу. Никогда не задумывалась о выборе профессии: с детства мечтала стать учителем. С ранних лет понимала, что такое уроки, учительские планы, подготовка к семинарам, конференциям. С 1992 года начала работать в родной Надейковичской средней школе учителем русского языка и литературы, где и продолжает трудовую деятельность по сей день. В 1999 году закончила Смоленский государственный педагогический университет имени Карла Маркса по специальности «Филология», получив высшее образование. В трудовой книжке Ларисы Александровны всего одна запись.
Лариса Александровна большое внимание уделяет организации дифференцированного и индивидуального подходов, работает над развитием творческих способностей учащихся с учетом возможностей и особенностей социокультурной среды. Система работы приносит свои результаты: в течение последних трёх лет 50% выпускников школы поступили в ВУЗы, 50% – в средние специальные учебные заведения. Учащиеся Ларисы Александровны демонстрируют достаточно высокий уровень качества знаний на ЕГЭ и ГИА, активно участвуют в конкурсах и конференциях на районном и областном уровнях, где занимают призовые места.
Лариса Александровна гордится тем, что является продолжателем семейных традиций: «Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед ними и перед всеми людьми, избравшими этот нелегкий труд».
Профессиональные достижения педагога отмечены Почетной Грамотой Отдела по образованию Шумячского района Смоленской области, Благодарственным Письмом Администрации муниципального образования «Шумячский район» Смоленской области.
Педагогический стаж Ларисы Александровны составляет 23 года.